30 ноября 2018 года в МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск, состоялась ХI Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное образование: опыт и перспективы», посвященная 100 - летию со дня рождения советского педагога В.А. Сухомлинского.
Концертная программа открытия была посвящена тематике конференции: цитаты В.А. Сухомлинского чередовались с исполнением песен. Кульминацией открытия стал блок, посвященный традициям и легендам мордовского края, в котором приняли участие 34 обучающихся гимназии. В музыкальной композиции было рассказано о божествах, населяющих мордовскую землю и о том, как им верил и поклонялся мордовский народ. «Желаю тебе, земля моя!» песня в исполнении Лияны Бакайкиной завершила творческий блок открытия конференции.
С приветственным словом к организаторам, гостям, участникам конференции выступили: И.К. Дугушкин, заместитель Министра образования Республики Мордовия; О.В. Шуляпова, заместитель Директора Департамента по социальной политике Администрации г.о. Саранск, Начальник Управления образования; Арсентьев Н.М., директор историко- социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»; Мишанин Ю.А., председатель Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского, эрзянского) народа, доктор филологических наук, профессор; Кочеваткин А.М., начальник отдела по вопросам межнациональных отношений Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела, кандидат филологических наук, доцент; Карпушина Л.П., доктор педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева; Ломшина, Е.Н. зав. Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, кандидат философских наук, доцент.
На конференции было организовано обсуждение актуальных вопросов развития поликультурного образовательного пространства в полиэтнической России, а также проблем культурно-исторического наследия прошлого, важнейшим из компонентов которого является этническая педагогика с ее прогрессивными богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения; создания условий для развития родных языков и культур, удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей в образовательной среде.
Особое место в обсуждении имели вопросы, связанные с разработкой содержания и технологий формирования этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе. Вышесказанное открыто ставит вопрос о той педагогической реальности, в которой вследствие новой социальной ситуации этот процесс будет осуществляться эффективно. Кроме того на всех секциях обсуждались вопросы привлечения внимания общества к литературе и чтению, стимулирования интереса россиян к печатному слову, к книгам.
Тематика направлений работы конференции:
Теоретико-методологические основы поликультурного образования.
Билингвизм в образовании: инновационные управленческие решения.
* Этнокультурное образование в содержании новых образовательных стандартов (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование).
* Этнометодика и межкультурная коммуникация.
* Формирование толерантной поликультурной личности на основе диалога с представителями других культур.
* Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей.
* Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности учащегося в современной школе.
* Построение эффективной модели поликультурного образовательного пространства.
* Развитие школьных информационно-библиотечных центров как зоны для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности.
В работе конференции приняли участие более 200 человек Республики Мордовия и 6 регионов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика, г. Москва, Нижегородская, Ульяновская области). Среди них специалисты, работающие в системе общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования, аспиранты и соискатели, научные работники, проявившие интерес к рассматриваемой проблеме, и все заинтересованные лица.