Качество программ общего и высшего образования по гуманитарным специальностям необходимо повысить, чтобы молодые обучающиеся могли лучше узнать о своей родине, ее культуре и традициях. Об этом заявил Президент Российской Федерации Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию.
«С участием педагогов, ученых, специалистов мы должны серьезно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего: истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях», – сказал Владимир Путин.
Указанная работа уже ведется. Для школ утверждены федеральные основные общеобразовательные программы по шести предметам, в том числе по гуманитарным дисциплинам. Они подготовлены с учетом имеющихся успешных педагогических разработок и одобрены экспертным сообществом.
В программах уделяется особое внимание содержанию образования, повышению его качества, сделан отдельный акцент на воспитательной работе. В их состав вошли федеральный учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
Новые программы задают высокие стандарты для всех образовательных организаций страны. Все школы обязаны перейти на федеральные основные общеобразовательные программы с 1 сентября 2023 года. Для начальной школы утверждены программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В состав федеральных программ для основной и средней школы включены обязательные для применения программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. До конца учебного года будут разработаны федеральные программы по другим предметам, например по информатике и физике, в том числе с учетом отечественных и мировых научных достижений.
Глава государства также обратил внимание на то, что назрела необходимость изменений в высшей школе. По его словам, с учетом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах жизни необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий.
Он предложил вернуться к традиционной для страны базовой подготовке специалистов по программам высшего образования. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. Владимир Путин отметил, что в случае, если профессия требует дополнительной подготовки или узкой специализации, молодой человек сможет продолжить образование в магистратуре или ординатуре. В отдельный уровень образования будет выделена аспирантура, задача которой – готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.
«Хочу подчеркнуть: переход на новую систему должен быть плавным. Правительству совместно с парламентариями потребуется внести многочисленные поправки в законодательство об образовании, о рынке труда и так далее. Здесь нужно все продумать, проработать до мелочей. У молодежи, у наших граждан должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз: возможности, а не проблемы», – отметил Президент России.
По словам, Владимира Путина, студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. Также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры.
Серьезное внимание уделяется содержанию образования в педагогических вузах, подведомственных Минпросвещения России. На их базе формируется современная инфраструктура, открываются технопарки универсальных педагогических компетенций.
«Так, за два года уже открыто 20 технопарков, в этом году будет открыто еще 13. По всей стране создаются психолого-педагогические классы для будущих учителей. Их уже более 3,5 тыс. Благодаря этой работе ребята придут в профессию осознанно, с пониманием всех тонкостей педагогического труда», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.
Также с 1 сентября 2022 г. все первокурсники педагогических направлений обучаются по новым образовательным программам, приведенным в соответствие с Ядром высшего педагогического образования. Они предусматривают большой объем практической подготовки, реализовать которую возможно только при налаженном взаимодействии с региональной системой образования. Каждая образовательная программа вуза включает определенный набор модулей, ориентированных на освоение профессионально значимых для будущего педагога знаний и практик: предметно-методический, психолого-педагогический модули и другие.
Последние изменения позволили более чем на 7% увеличить за три года число поступивших в педагогические вузы, подведомственные Минпросвещения», на направление «Образование и педагогические науки».